Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

Реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Программы начального общего образования обеспечивают  развитие обучающихся, овладение навыками чтения, письма, счета, основными умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культуры поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

N п/п Предметные области Основные задачи реализации содержания
1 Русский язык и литературное чтение Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
2 Родной язык и литературное чтение на родном языке Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
3 Иностранный язык Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
4 Математика и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
5 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме
6 Основы религиозных культур и светской этики Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
7 Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
8 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
9 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

В соответствии с выбором обучающихся и их родителей (законных представителей) изучение содержания учебных предметов предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» во 2–4-х классах осуществляется в рамках предметной области «Русский язык и литературное чтение».

Учебные предметы предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» во 2–4-х классах представлены в объеме 7 часов в год, по 0,2 в год. В связи с чем, предмет «Русский язык» во 2-3 классах изучается в объеме 4,8 часов в неделю, в 4-х классах – 4,3 часа, учебный предмет «Литературное чтение» во 2-3 классах в объеме 3,3 часа в неделю.

Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный предмет «Математика», который представлен в объеме 4 часа в неделю во 2–4-х классах. Изучение информатики во 2–4-х классах осуществляется в рамках других учебных предметов. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет выполнения заданий на занятиях по учебным предметам «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», предполагающим работу с компьютером, цифровыми образовательными ресурсами.

Предметная область «Иностранный язык» включает в себя учебный предмет «Иностранный язык (английский)», так как обучающимися гимназии и их родителями (законными представителями) был выбран именно этот иностранный язык. Учебный предмет «английский язык» представлен в учебном плане в объеме 2 часов в неделю во 2–4-х классах.

Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», который представлен в объеме 1 час в неделю во 2–4-х классах.

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который представлен в объеме 1 час в неделю в 4-м классе. На основании решения родителей (законных представителей) обучающиеся изучают модуль «Основы православной культуры».

Предметная область «Искусство» включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка». Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в учебном плане гимназии в объеме 1 час в неделю в 1–4-х классах. Учебный предмет «Музыка» представлен в учебном плане в объеме 1 час в неделю во 2–4-х классах.

Предметная область «Технология» включает в себя учебный предмет «Технология», который представлен в объеме 1 час в неделю во 2–4-х классах. Программа учебного предмета «Технология» во 2–4-х классах включает тематический модуль «Учебный проект средствами PowerPoint», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий.

Предметная область «Физическая культура» включает в себя учебный предмет «Физическая культура», который представлен в учебном плане в объеме 3 часа в неделю во 2–4-х классах.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия, обеспечивающие этнокультурные интересы обучающихся, и представлена учебным предметом «Кубановедение», изучение которого осуществляется в объеме 1 час в неделю во 2–4-х классах, при этом учебный предмет «Окружающий мир» изучается в объеме 1 час в неделю и в рамках внеурочной деятельности («Мир вокруг нас» 1 час в неделю 2-4 кл).

Курс ОБЖ входит в содержание учебного предмета «Окружающий мир» и дополнен изучением курса внеурочной деятельности «Безопасные дороги Кубани», «Разговор о важном».

С целью обеспечения реализации программы «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» в рамках внеурочной деятельности введен курс «Мир вокруг нас» (2-4 кл), «Игровое ГТО» (2-4 кл), «Самбо» (3 кл).

Также в рамках внеурочной деятельности на уровне начального образования реализуется курс «Основы православной культуры» (2-4 кл казачьей направленности), а в рамках профессионального дополнительного образования введен кружок «Шахматы» (2-4 кл)

Основное общее образование является базовым  для получения среднего общего образования, среднего профессионального образования. Программы основного общего образования обеспечивают условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Обязательная часть  определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя 10 предметных областей:

  • «Русский язык и литература»,
  • «Родной язык и родная литература»,
  • «Иностранные языки»,
  • «Математика и информатика»,
  • «Общественно-научные предметы»,
  • «Естественнонаучные предметы»,
  • «Искусство»,
  • «Технология»,
  • «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»,
  • «Основы духовно- нравственной культуры народов России».

Учебный план обеспечивает преподавание и изучение предметов «Второй иностранный язык (французский)» и «Второй иностранный язык (немецкий)» в рамках обязательной предметной области «Иностранный язык» на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Учебный предмет представлен в объеме 1 часа в неделю в 5-9-х классах.

Дополнительная (углублённая) подготовка обучающихся осуществляется в 5АБ классах в рамках филологической направленности гуманитарного профиля.

Предметы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся: русский язык, английский язык. Для усиления гуманитарной составляющей учебного плана организовано изучение второго иностранного языка (немецкий, французский).

Изучение второго иностранного языка в гимназических классах осуществляется в объеме 1 час в неделю. С целью усиления дополнительной подготовки по вторым иностранным языкам введены курсы внеурочной деятельности «Увлекательное путешествие во Францию» и «Увлекательное путешествие в Германию».

С целью усиления дополнительной подготовки по русскому языку в 5АБ классах введен курс внеурочной деятельности «Читательская грамотность».

Для усиления дополнительной подготовки в 5АБ гимназических классах по английскому языку введены курсы «Английский с удовольствием» и «С английским вокруг света»

Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах.

Обязательная предметная область учебного плана «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», введенный на основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся. На учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отводится 1 час в неделю в 5-м классе.

Курс ОБЖ реализуется следующим образом:

— в 5-7 классах, в качестве модулей через содержание учебных предметов: биология, физика, география, технология, физическая культура.

— в 8-9 классах изучается как самостоятельный курс.

Учебный предмет «Физическая культура» в 5х классах реализуется в объеме 2 часа в неделю.

В 5 кадетском классе введены курсы внеурочной деятельности «Строевая и огневая подготовка», «Военное искусство».

С целью обеспечения реализации рабочей программы воспитания, модуля «Профилактика», а также формирования у гимназистов культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках внеурочной деятельности введены курсы «Игровое ГТО» (5 АБВ кл), «Самбо» (5ВК), «Хореография» (5К), клуб «Юный пожарный» (5В), «Разговор о важном» (5 кл).

При проведении занятий по «Иностранному языку (английскому)», «Второму иностранному языку (французскому), «Второму иностранному языку (немецкому), «Технологии», «Информатике» осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, курсов, модулей по выбору обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Кроме того, время, отводимое на формируемую часть учебного плана, используется для введения специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих этнокультурные интересы и потребности участников образовательных отношений. К ним относится учебный курс «Кубановедение», на который отводится по 1 часу в неделю в 5-х классах.

Региональный проект «Основы финансовой грамотности» также реализуется через введение учебного предмета «Финансовая математика» (5В кл) – 1 час в неделю.

В 5К кадетском классе в формируемую часть учебного плана введен предмет «Введение в обществознание»

Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности:

«Разговор о важном» -1 час в неделю

«Естественно научная грамотность» -1 час в неделю

«3D моделировании» -1 час в неделю

«Театральная студия» -1 час в неделю

«Занимательный английский» -1 час в неделю

«Час духовности» -1 час в неделю

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет МОБУ гимназия № 5 им. Туренко Е.Г.

Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МОБУ гимназия № 5 им. Туренко Е.Г.

Среднее общее образование – завершающий уровень общего образования, призванный обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Программы среднего общего образования предусматривают профильную подготовку старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования

Учебный план профиля обучения содержит 18 учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО. При этом учебный план профиля обучения содержит не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области. На профильном уровне изучаются русский язык, английский язык, второй иностранный язык.

Изучение учебного предмета «Астрономия» предусмотрено в 11 классе.

Учебный предмет «Индивидуальный проект» изучается в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.

Особенность изучения отдельных предметов:

Учебный предмет «Математика»  изучается на базовом уровне как единый предмет в объеме 5 часов в неделю с сохранением организационной и содержательной структуры преподавания (еженедельно 3 часа – алгебра и начала математического анализа, 2 часа геометрия).

«История» изучается как единый учебный предмет.

Учебный предмет «Обществознание» предусматривает изучение экономики и права.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.

Часы части, формируемой участниками образовательных отношений, использованы для ведения предметов:

1 час — «Кубановедение»,

2 часа — «Индивидуальный проект» (10 класс),

1 час — «Основы финансовой грамотности» (11 класс)

1 час – «Математика» (10-11 класс)

Элективные курсы

Курс «Решение практических задач» изучается в 11 классе в объеме 1 час в неделю. Курс введен с целью расширения содержания предмета «Математика».

Курс «Основы финансовой грамотности» введен с целью расширения содержания базового предмета «Обществознание».

Региональная специфика 

Региональной спецификой учебного плана является изучение учебного предмета «Кубановедение» в 10-11 классах в объеме 68 часов. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность краеведческой направленности организовано через изучение учебного предмета «Индивидуальный проект» в 10 классах в объеме 68 часов.

МОБУ гимназии №5 им. Туренко Е.Г. предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся. Индивидуальный учебный план должен содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия». (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613).